В преддверии Года театра Молодежный театр на Фонтанке подарил Петербургу конкурс непрофессиональных театральных фотографов, открывающий имена молодых людей, в равной степени увлеченных искусством театра и искусством фотографии.
Профессия «театральный фотограф» была признана за необходимую, требующую штатной единицы относительно недавно. Так, еще в 80-х годах прошлого века один из членов жюри нового конкурса «Театр в объективе», декан факультета фотокорреспондентов имени Ю.А.Гальперина, уже тогда известный фотограф Павел Маркин был принят на работу в Молодежный театр на должность... пастижера, т.е. изготовителя париков и накладок. Хотя работал в театре именно фотографом.
Хорошего фотомастера театр бережет и передает коллегам неохотно. Ведь фотограф не только фиксирует спектакль, но и может стать его сотворцом. «Взгляд со стороны очень полезен для актера и режиссера, – говорит художественный руководитель Молодежного театра Семен Спивак. – Всем, кто создает спектакль, важно, как он откликается в сердцах зрителей. Фотограф –- особый зритель, который смотрит на сцену не только через объектив, но и сквозь собственную, «творческую линзу». Ему по силам увидеть персонажей в неожиданном ракурсе и, тем самым, помочь артистам воспринимать своих героев по-иному – шире и глубже».
Чтобы снимать театр, одного умения обращаться с профессиональной техникой недостаточно. Надо обладать тактом, знать произведения, лежащие в основе спектаклей, уметь пропускать через себя сценическую «картинку», считывать с нее режиссерские смыслы и различать актерские индивидуальности. Только исполненная понимания фотография имеет шанс сохранить спектакль для истории театра и сохранить в ней имя фотографа.
Первым туром объявленного в апреле конкурса «Театр в объективе» стал отбор участников по ранее отснятым претендентами фотографиям. В результате из трех десятков фотографов-любителей были выбраны и допущены к конкурсной съемке 5 мая в Молодежном театре всего семеро: Андрей Докин, Мария Поляничко, Оксана Васько, Маргарита Миронова, Лина Серова, Александр Коптяев и Артем Бондаренко. По итогам съемки спектакля Семена Спивака «Последнее китайское предупреждение» конкурсанты должны были предъявить жюри работы в трех номинациях: «Афиша», «Семь кадров» (отображенная в семи снимках история, рассказанная в спектакле) и «Эмоция» (портрет героя или сцена из спектакля). Жюри, возглавляемое Семеном Спиваком, сотояло из профессиональных фотографов Павла Маркина, Владимира Постнова, Юлии Кудряшовой-Белокрыс, Лолиты Крыловой, главного редактора журнала «На Невском» Елены Бобровой, представителей комитета по культуре и Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области, поддержавших конкурс.
Оглашение имен победителей состоялось в День города, 27 мая в Измайловском саду во время традиционного праздника для зрителей, который в этом году был тематически приурочен к приближающемуся Чемпионату мира по футболу FIFA 2018. Пока фанаты футбола забивали голкиперу Сергею Барковскому мячи в надувные ворота, на высокой сцене, сооруженной у стен Молодежного театра, чествовали призеров первого петербургского фоточемпионата молодых. Победителем во всех номинациях стала 17-летняя выпускница 324 школы Курортного района Лина Серова. Диплом Гран-при в номинации «Афиша», полученный ею из рук Семена Спивака, подтвердил, что работа начинающего фотографа Серовой будет использована в оформлении рекламной продукции Молодежного театра, а диплом «Самому молодому финалисту конкурса «Театр в объективе», врученный девушке заместителем председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Александром Воронко, был подкреплен сертификатом на съемку одного из спектаклей Новой сцены Александринского театра в следующем сезоне. Еще одним победителем в номинации «Афиша», по мнению жюри» стала Маргарита Миронова. Остальные финалисты получили дипломы участников конкурса и ценные подарки. В следующем сезоне «Театр в объективе» надеется шагнуть за пределы Молодежного театра, передав эстафету по поиску молодых талантливых фотографов коллегам из других петербургских театров.
Рина Корнилова